История создания музея началась в далеком 1985 году, когда о пребывании в концлагерях, о количестве уничтоженных в них и о невыносимых условиях содержания стали говорить на государственном уровне. В это время появились первые общественные организации узников, начали работу поисковые группы, а истории людей, прошедших концлагеря широко освещались в средствах массовой информации. К этому общесоюзному движению присоединилась и Витебская область. Первая встреча бывших малолетних узников прошла в 1985 году в редакции газеты «Віцебскі рабочы», на которой присутствовало только около 20-ти человек. На этой встрече было принято решение создать свои общественные организации, продолжить поиск бывших малолетних узников нацистских концрагерей, связаться с архивами Советского Союза и музеями Европы. Активными участниками группы «Поиск» стали: Смирнов Виктор Васильевич, редактор газеты «Віцебскі рабочы», инициатор этой встречи; бывшие малолетние узники, угнанные из Витебска и Витебского района: Скуман Нина Васильевна, Тихонов Федор Петрович, Обливальная Лидия Егоровна, Кравченко Лидия Дмитриевна, Булахов Владимир Федотович, Сысоев Иван Васильевич и многие другие.

На одном из заседаний совета директоров школ Октябрьского района Тихонов Федор Петрович, как приглашенный гость, внес предложение о создании музея, посвященного судьбам бывших малолетних узников на базе одного из учреждений образования района. На это предложение откликнулась директор средней школы №1(в будущем гимназии №3) г.Витебска Жаворонкова Надежда Ивановна. С этого момента в нашем учебном заведении начала работать группа «Поиск», которую возглавила Надежда Ивановна.

Отправной точкой в работе группы стала книга киевского журналиста Владимира Литвинова «Поезд из ночи»: документальное повествование о поиске, длившемся без малого четверть века. Поисковая группа выбрала из книги адреса тех, кто был вывезен из Витебска и Витебского района в концлагеря Европы, составила текст анкет и разослала их по выбранным адресам. Обратная связь пришла очень быстро. Узники начали заполнять анкеты, писать воспоминания и приносить их или отсылать на адрес школы.

Сбор материалов происходил с 1986 по 2007 г. Он включал в себя сбор личных фото узников, воспоминаний, архивных документов и газетных статей. В рамках поиска велась активная переписка с музеями и архивами Республики Беларусь, Российской Федерации и Европы. Знаковым событием для нашей гимназии стал приезд делегации из государственного музея в Майданеке, которая передала для нашего музея копии немецких документов обнаруженных при освобождении концлагерей: копию заказа на газ Циклон-Б, копию списка вещей изымаемых у узников после прибытия транспорта, копии рисунков, на которых были изображены дети-узники и фрагменты сохранившихся списков узников.

Итогом поисковой работы стал накопленный за это время значительный музейный фонд, который послужил поводом к созданию гимназической музейной комнаты. 11 апреля 2007 года под руководством директора гимназии №3 Сомовой Людмилы Васильевны состоялось ее торжественное открытие.





С этого момента двери музейной комнаты были всегда открыты для гостей гимназии. Учащиеся с удовольствием продолжали поисковую и исследовательскую деятельность, принимали участие в конкурсах и конференциях, делились собственным опытом, проводили музейные занятия, лектории и информационные часы. Особым днем для гимназии стал день 11 апреля – Международный день освобождения узников нацистских концлагерей. В рамках этой даты в гимназии ежегодно проходят торжественные мероприятия, встречи учащихся с бывшими узниками и возложение цветов к мемориалу, посвященному витебскому концлагерю 5-й полк.




С 2014 по 2017 год на базе гимназии реализовался проект «Какие наши годы!» в рамках программы «Место встречи: диалог» по поддержке и развитию активности людей, пострадавших от нацизма. В рамках проекта на базе гимназии работали кружки по интересам, проводились мероприятия к памятным датам, заседания клуба «Дачник», посиделки в фитобаре. Участники проекта приглашались на уроки мужества и классные часы, где гимназисты узнавали от живых свидетелей суровую правду о войне. Благодаря этому проекту у бывших малолетних узников появилась прекрасная возможность реализовать свой творческий потенциал, чаще встречаться и преодолевать социальную изолированность.



19 декабря в БГПУ им. М.Танка (г.Минск) состоялся семинар «О ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела по фактам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» с участием Генерального прокурора Республики Беларусь Шведа А.И. и Министра образования Республики Беларусь Иванца А.И. Музей гимназии представлял часть экспозиции на этом семинаре.


В январе 2025 года музейной комнате гимназии было присвоено почетное звание музея. Под руководством директора гимназии Матвеевой Елены Антоновны прошло полное обновление экспозиции музея и 11 сентября 2025 года состоялось его торжественное открытие.





Сейчас в гимназии, на базе музея проводятся не только музейные занятия и экскурсии, но и воспитательные мероприятия, встречи с бывшими малолетними узниками, интерактивные игры, квесты. Музей является не просто местом, где можно услышать рассказ о Великой Отечественной и Второй мировой войнах, но и центром гражданско-патриотического воспитания молодежи.

В рамках образовательных проектов, реализуемых на базе музея, мы предлагаем учащимся нашей гимназии после экскурсии или музейного занятия выразить свое отношение к войне через творчество. Учащиеся пишут стихи, рисуют картины, создают презентации и видеоролики. Лучшие картины учащихся выставляются в рамках художественной экспозиции музея. Она состоит из трех граней преломления восприятия войны. Первая грань – это творчество узников, прошедших концлагеря и выживших или погибших там. Их картины написаны непосредственно в момент заключения или сразу после освобождения. Как, например полотна Павла Фанталя «Песенка спета» или Феликса Нассбаума «Автопортрет».
Вторая грань преломления – это картины, написанные бывшими малолетними узниками по их детским воспоминаниям уже гораздо позже, после войны, когда они стали взрослыми. Как, например произведения бывшего малолетнего узника Петра Сысоева «Потулице» и «Освенцим».
И третья грань художественного преломления исходит от детей не знавших войны, но переживших всю боль и трагедию через рассказ и показ в экскурсии. Их картины наиболее яркие, эмоциональные и кричащие.
Деятельность нашего музея посвящена не только сбору материалов и документов, она посвящена мемореализации памяти и просвещению молодежи. Молодое поколение – это основа нашего общества, строители будущего страны и люди, которые впоследствии буду сохранять мир для нашей Родины. Поэтому главный упор в деятельности нашего музея мы делаем на воспитание и просвещение подрастающего поколения.



